Основы сексологии. У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Коллодни11 глава Половые роли• Мужественность и женственность • Черты социализации половой роли • Раннее детство (от двух до пяти лет) Воспитание детей в духе равенства полов • Что не устраивает друг в друге мужчину и женщину, живущих вместе • Половые роли и половое поведение В телевизионной мыльной опере самоуверенный, велеречивый бизнесмен соблазняет красивую, но не блещущую умом секретаршу. В детской книжке описывается ласковая, заботливая, хозяйственная мамаша, мужу которой, искателю приключений, не сидится дома. Газетная реклама сигарет представляет крепкого молодого человека, усердно обливающего водой свою стройную, кокетливо вскрикивающую подругу, мокрая майка которой плотно облегает бюст; сопровождающая надпись призывает: "Освежайтесь". И то, и другое, и третье помогает понять, что такое стереотипы половой роли и половая дискриминация. На протяжении последних 25 лет значительно возрос интерес к изучению различий и сходства между полами. Тому есть несколько причин. Во-первых, несомненное влияние всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе. Во-вторых, наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей грани между полами. Так например, в 1990 г. в Соединенных Штатах работало более половины всех женщин. Нынешняя мода диктует форму прически, манеру одеваться и носить украшения независимо от половой принадлежности. Даже анатомический статус мужчины и женщины отныне нельзя считать неизменным, после того как стала возможной хирургическая коррекция пола. В-третьих, развернувшееся в стране феминистическое движение, привлекшее повышенное внимание к проблеме половой дискриминации, требующее равенства полов. Результатом этих тенденций стало коренное изменение ранее бытовавшего отношения к различию полов, вопросам деторождения, к проявлениям мужского и женского начал и к тому, что общество определяет как "приличествующее" половой роли поведение. Многие лица, уже достигшие к настоящему времени зрелости, выросли в семьях, где исповедывались прогрессивные взгляды на роль обоих полов и где родители стремились сломать собственный стереотип мышления. Так возник непрерывный ряд форм социализации, охватывающий как старые, традиционные представления, так и их современные интерпретации. В настоящей главе эти вопросы рассматриваются с точки зрения их влияния на половую самоидентификацию. Мужественность и женственностьПеречислите в уме признаки, характеризующие по вашему мнению типичного американца и американку. Если это мужчина, вы наверняка назовете силу, храбрость, уверенность в собственных силах, способность к соперничеству, агрессивность, а если женщина – мягкость, склонность полагаться на других, повышенную эмоциональность, чувствительность, разговорчивость и готовность к любви. Большинство людей не только убеждены в реальности различий между мужчиной и женщиной, но и примерно одинаково представляют себе эти различия (Broverman et al., 1972). Убежденность такого рода, свойственная сразу многим людям и основанная на чересчур упрощенных представлениях и некритичных суждениях, называется стереотипом. Стереотипы могут быть вредны, поскольку они служат источником ошибочных суждений и обобщений и, следовательно, влияют на отношения людей друг к другу. Многие стереотипы, касающиеся сексуальности, базируются на представлениях относительно природы мужского и женского начала, однако дать краткое определение этих двух понятий весьма непросто. С одной стороны, мужественность в мужчине и женственность в женщине предполагает сексуальную привлекательность для лица противоположного пола. Реклама одежды и косметики постоянно напоминает нам об этом. С другой стороны, понятия мужественность и женственность используются для обозначения степени соответствия того или иного лица социально обусловленным нормам внешности и поведения. В недалеком прошлом в обществе высказывалось недовольство по поводу моды на длинные волосы у мужчин или стремления женщин получить доступ к военным секретам Пентагона, поскольку эти новшества не "соответствовали" преобладавшим представлениям о различиях между полами. Если рассматривать мужское и женское начала под еще одним углом зрения, то можно определить их как признаки, выявляемые с помощью стандартных психологических тестов, которые позволяют сравнивать реакцию индивидуума с реакцией больших групп мужчин и женщин, поставленных в аналогичные условия. Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина женственной. Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, в обществе сохраняется социальное равновесие и обеспечивается стабильность. Соответствие культурным нормам, по-видимому, отражает "устойчивость" и "здоровье", тогда как слишком явное отклонение от ожидаемого поведения означает неблагополучие и даже болезнь. Наконец, мужчины с выраженным "мужским началом" и женщины, у которых развито "женское начало", отличаются легко прогнозируемым поведением, образ их действий достаточно постоянен и носит взаимодополняющий характер. К счастью (или к несчастью, в зависимости от точки зрения), в наше время мужское и женское начала не слишком много говорят нам о личности человека, его сексуальных предпочтениях или образе жизни, а прежние стереотипы уступают место более практичным, динамичным и научно обоснованным представлениям. При традиционном подходе к изучению мужественности и женственности эти понятия рассматривали как противоположные. Согласно такому подходу, если в вас заложено "женское" начало, вы не можете обладать "мужскими" признаками и наоборот (Spence, Helmreich, 1978). Считалось, что люди с сильно выраженными признаками, свойственными мужскому началу (например, самостоятельность, способность к соперничеству), не могут обладать чертами, ассоциирующимися с женским началом. В результате многие психологические тесты, разработанные для оценки мужественности и женственности, предполагали однозначное разделение исключительно по тому или другому набору признаков (Kaplan, Sedney, 1980). Более того, при выявлении существенного отклонения показателей от неких усредненных критериев испытуемых считали психически менее здоровыми и социально менее приспособленными по сравнению с людьми, показатели которых соответствовали "норме". Научные данные, полученные в течение двух последних десятилетий, заставили изменить это мнение. Вместо того чтобы противопоставлять мужское и женское в человеке, многие современные исследователи поведения рассматривают их как совокупность отдельных характеристик, в той или иной мере одновременно присущих одному и тому же индивидууму (Bern, 1972; Spence, Helmreich, 1978; Cook, 1985). Так, женщина, отличающаяся повышенной способностью к соперничеству, может во всех других отношениях быть очень женственной, а нежный, ласковый мужчина – сохранять все качества, свойственные остальным представителям своего пола. Следует иметь это в виду при обсуждении путей формирования половой роли и значения последней в жизни человека. Черты социализации половой ролиЕще до рождения ребенка в семье могут быть разногласия по поводу его желаемого пола. В большинстве случаев родители хотят иметь мальчика, а не девочку (Makle, 1974; Coombs, 1977). Иметь сына считается более престижным, нежели дочь (Westoff, Rindfuss, 1974). Причина такого предпочтения коренится в убеждении, что мужчины сильнее, умнее, смелее и способнее женщин и что "наш мир – это мир мужчин" (каким он действительно был в недалеком прошлом), если иметь в виду, что мужчины имеют более широкие возможности чем женщины для получения образования, материального достатка, для профессиональной и политической карьеры. Родители часто пытаются узнать пол еще не родившегося ребенка и спланировать его будущую судьбу. Если ожидается рождение мальчика, его заранее видят спортивным, удачливым, твердым и независимым. Если же должна родиться девочка, то чаще всего мечтают, чтобы она была красивой, стройной, любящей, привлекательной и удачно вышла замуж. Все эти размышления о судьбе еще не родившегося ребенка представляют собой род стереотипа, так же как догадки о том, что родится мальчик, потому что "он" часто толкается в материнской утробе. Нет ничего удивительного в том, что, едва родившись, ребенок оказывается в плену имеющихся в данном обществе стереотипов и представлений. Рождение и младенчествоВозглас, оповещающий о поле ребенка в момент его появления на свет ("Это мальчик!" или "Девочка!"), кладет начало целой цепочке событий: выбору розового или голубого браслета, который надевают на ручку новорожденного, выбору имени, покупке одежды и оформлению детской комнаты в соответствии с тем, что требуется мальчику или девочке. (В песне "Мальчик по имени Сью" композитора С. Силверстейна отец вопреки общепринятым нормам назвал сына женским именем, считая, что такой парадоксальный прием поможет закалить ребенка. Выбрав имя Сью, отец заставил мальчика часто вступать в драки, чтобы, защищаясь от насмешек, воспитать в себе твердость). Стереотип отношения к полу виден и в том, что говорят друзья, родственники и родители, обсуждая внешность новорожденного: "Посмотрите, какой он большой. Держу пари, что из него выйдет футболист", "Какие у нее красивые глазки – просто куколка", "У него такое умное лицо", "У нее уже сейчас такие ножки, что можно не волноваться, отбоя не будет от поклонников". Шутливые предсказания будущей судьбы ребенка тоже непосредственно связаны с его полом. Если друзья родителей замечают: "Теперь придется думать, как собрать приданое", можно с уверенностью сказать, что речь идет не о мальчике. Родители новорожденных говорят о девочках как существах более нежных, маленьких, красивых и не таких живых, как мальчики, хотя врачи не видят никаких объективных отличий с точки зрения внешности или активности (Rubin, Provenzano, Luria, 1974). В младенческом возрасте общение с матерью у мальчиков ограничивается в основном физическими контактами; с девочками матери больше разговаривают и больше опекают их (Lewis, 1972). Это различие способствует тому, что впоследствии девочки оказываются более разговорчивыми, а мальчики проявляют повышенную физическую активность. В 1977 г. Валум опубликовал результаты интересного исследования. Нескольких молодых матерей просили присмотреть за одним и тем же шестимесячным младенцем, одетым в одних случаях в голубой комбинезон и названного им Адамом, а в других – в розовое гофрированное платье и названного Бетти. Оказалось, что матери чаще улыбались "Бетти", чаще играли с ней и находили ее "миленькой". Другое недавно проведенное исследование подтвердило, что матери и отцы по-разному ведут себя в отношении незнакомых детей, в зависимости от того, какой пол ребенка им назвали (Gulp, Cook, Housley, 1983). Разное отношение родителей к собственным детям разного пола проявляется по-другому. В частности, они быстрее реагируют на плач маленькой дочери, чем на плач сына (Frieze et al., 1978), с большей готовностью разрешают мальчику проявлять самостоятельность, раньше начинают оставлять его одного дома. Напротив, у маленьких девочек как бы намеренно формируют пассивность и зависимость (Weitzman, 1975; Long, Laws, 1979). До сих пор неясны причины проявления половых различий в процессе социализации детей. Культурные влияния, разумеется, имеют важное значение, но не исключено участие биологических факторов. Так например, повышенная интенсивность обмена веществ у мальчиков, высокая калорийность их пищевого рациона и более активный образ жизни способствуют раннему формированию чувства независимости; в свою очередь, стремление родителей поощрять это чувство отражает традиционно сложившиеся ожидания (Walum, 1977). Разное поведение мальчиков и девочек в младенческом возрасте может объясняться и различиями в их гормональном статусе. Зачастую родители сами не осознают, насколько отличается их отношение к детям разного пола. Тем не менее дифференцированная социализация, по-видимому, имеет место даже в тех случаях, когда родители теоретически не сторонники стереотипов половой роли (Scanzoni, Fox, 1980). Ранее детство (от двух до пяти лет)К двухлетнему возрасту ребенок достаточно надежно определяет половую принадлежность окружающих его людей и может разложить по ящикам одежду мальчиков и девочек (Thompson, 1975). Тем не менее двухлетка зачастую неспособен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность обычно появляется только к двум с половиной годам. Как уже говорилось, половая самоидентификация, т.е. осознание себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к трехлетнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проверять свою способность правильно определять половую принадлежность, используя такие местоимения, как "он" или "она" применительно к другим людям. В возрасте двух или трех лет у детей начинает появляться понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. По-видимому, вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа "мама не курит трубку" или "папа не красит губы". Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Скорее всего умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих. Чрезвычайно важное занятие детей раннего возраста – игра; наблюдая, какие предметы ребенок использует в играх, можно больше узнать о социализации половой роли. Пройдитесь по отделу игрушек в большом магазине и вы очень скоро поймете, что такое принцип дифференциальной социализации. Игрушки для мальчиков ориентированы на активные действия (ружья, машины, космические корабли, спортивные принадлежности), тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия, зачастую связанные с различными домашними делами (куклы, наборы посуды, игрушечные косметические наборы или миниатюрные пылесосы, печи и холодильники). Если та или иная игрушка предназначена и для мальчиков, и для девочек, то ее вариант для девочек так или иначе модифицирован, чтобы в большей степени отвечать специфическим потребностям. Например, велосипеды для мальчиков рекламируются как "прочные, быстрые и долговечные"; такие же изделия для девочек "изящны и безопасны, имеют седло, украшенное цветочным орнаментом, и свисающие с руля красивые розовые кисточки". Подробный анализ наборов игрушек в 96 семьях показал, что мальчикам покупают больше разнообразных игрушечных машин, спортивных принадлежностей и военизированных игрушек, а у девочек преобладают куклы, кукольные домики и игрушечные предметы домашнего обихода (Rheingold, Cook, 1975). Хотя в наши дни многие мальчики играют куклами типа "Рембо" и в солдатики, большинство родителей, имеющих сыновей, наверняка бы забеспокоились, узнав, что они предпочитают возиться с "девчачьими" разряженными куклами (Collins, 1984). Еще одним важным источником, из которого дети черпают знания о роли полов, служат книжки с картинками. Как замечает Вейцман (Weitzman, 1975), "из книг дети получают сведения о том мире, который лежит за пределами их непосредственного окружения; они узнают, чего ждут от них другие люди". Несмотря на произошедшие в последние годы изменения, анализ содержания книг для детей дошкольного возраста, удостоенных тех или иных наград, выявил явную дискриминацию по половому признаку (Weitzman et al., 1972). Во-первых, мужчины изображаются в них гораздо чаще, чем женщины (авторы насчитали на картинках 261 мужчину и 23 женщины, что дает соотношение 11:1). Во-вторых, большинство мужчин представлены активно и независимо действующими, тогда как женщины выполняют пассивные роли. В-третьих, взрослые женщины, изображенные на этих рисунках, как правило, либо матери, либо жены, а взрослые мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. Неудивительно, что у девочек формируется твердое убеждение, что их жизненный "успех" связан только с замужеством и материнством. К счастью, положение начинает постепенно нормализоваться, и многие вышедшие в последнее время книги для дошкольников изображают женщину в более привлекательном свете. Телевидение также является мощным средством социализации половой роли в детском возрасте, поскольку оно служит для них окном в мир. Однако детские мультфильмы также полны стереотипов половой роли: почти все их герои – мужчины, а женщины, как правило, изображаются "жертвами", которых приходиться спасать от злодеев. Даже такие получившие награды детские шоу, как "улица Сезам", не избежали критики, потому что в них доминируют мужские персонажи, а женщины редко изображаются действующими вне дома (Vogel, Broverman, Gardner, 1970). Реклама, рассчитанная на дошкольников, закрепляет ту же тенденцию: мальчики представлены в ней твердыми, деловыми людьми, а девочки – более тихими и утонченными, занятыми домашними делами. Ребенок школьного возрастаПока дети не поступили в школу, половая роль навязывается им не очень настойчиво. Семилетнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, родители могут вполне одобрительно и даже с оттенком гордости называть сорванцом, но при этом ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы или со скакалкой футболу, получает оскорбительное прозвище "маменькиного сынка", и приводит в ужас родителей. Детские психиатры считают "нормальной фазой развития" период, когда девочка может выглядеть сорвиголовой (Green, 1974). В то же время, многие исследователи считают, что с "женственностью" мальчиков необходимо бороться во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на сексуальной почве (Lebovitz, 1972; Green, 1974, 1987; Newman, 1976; Rekensetal., 1978). В школьные годы характер игр все больше ориентируется на реализацию половой роли. Мальчиков чрезвычайно привлекают школьные дворы и спортплощадки. Соревнование становится главным содержанием их игр. Ребят награждают за смелость и стойкость и порицают за трусость и неумение достойно принять отражение. Мальчики, предпочитающие тихие игры и избегающие соревнований, считаются странными и становятся мишенью для насмешек. Девочек, напротив, стараются по привычке устранить от участия в играх, построенных на соревновании, и избавить от чрезмерных нагрузок, несмотря на то что в детстве их физическое развитие опережает развитие мальчиков сопоставимого возраста. (Ныне ситуация заметно меняется; в частности, участие девочек в соревнованиях по плаванию, гимнастике, футболу и бейсболу приветствуется в такой же степени, как музыкальные и балетные занятия.) Девочки обычно очень быстро начинают понимать, что их слезы по поводу боли или обиды вызывают у окружающих желание защитить их или утешить. Таким образом, мальчиков учат преодолевать трудности посредством самостоятельных активных действий, тогда как для девочек наилучшим способом решения всех проблем становится проявление собственной беспомощности в надежде на помощь со стороны. Иногда родители, сами того не сознавая, навязывают детям идею дискриминации женщины. "Недавно моя приятельница Ирен (она вице-президент компании) на презентации публично сетовала на упорное нежелание мужчин видеть женщин на высоких руководящих должностях. Но не прошло и десяти минут, как она с гордостью рассказывала нам о своем восьмилетнем сыне, который бегает по дому и выкрикивает: "А мальчики лучше девочек, а мальчики лучше девочек!" Ирен с пафосом говорила о том, что 40-50-летние сотрудники дискриминируют своих коллег женщин и тут же представляя своего помощника Джонатана, который запросто может выставить за дверь молодую сотрудницу, называла его "настоящим мужчиной" ("Ничего не поделаешь – такой возраст", – объясняла она) (Rommel, 1984, стр. 32). Бывают, конечно, случаи, когда родители мальчиков по-иному реагируют на проявления пренебрежительного отношения к девочкам. Одна мамаша, услышав, как ее восьмилетний сын говорил друзьям, что девчонки не умеют играть в баскетбол, в ближайшие выходные дни повела его на матч женщин-баскетболисток. Очевидно, мальчик совсем по-новому стал оценивать спортивные возможности девочек, поскольку скоро его увидели играющим в мяч с девятилетней соседкой, живущей на той же улице. Пренебрежительное отношение к девочкам вызывает беспокойство только у тех родителей, которые стремятся воспитывать детей в духе равенства полов. Большинство взрослых, даже считающих недопустимой половую дискриминацию, смотрят на это сквозь пальцы, полагая, что такие взгляды способствуют повышению самооценки у мальчиков. Дети проводят много времени в школе, где еще очень распространены стереотипы половой роли. Уроки истории приучают детей к мысли, что в мире господствуют мужчины. В школе на девочек возлагают обычно совсем иные обязанности, чем на мальчиков (например, мальчика могут попросить принести стопку книг, а девочку – навести порядок в классной комнате), причем такое распределение заданий имеет своим источником представление учителя о функциональных особенностях половой роли. В одной школе мальчикам-третьеклассникам было предложено возвести стенку, а девочкам – разрисовать ее. Когда одна из учениц сказала, что тоже хочет строить, учительница заявила: "Это не женское дело". Дети школьного возраста очень часто сталкиваются со стереотипами половой роли и при просмотре телевизионных передач. Из рекламных роликов они узнают, что большинство женщин озабочено такими важными проблемами, как выбор стирального порошка, сорта мыла или самой мягкой туалетной бумаги. Мужчины, напротив, решают вопросы, связанные с поддержанием здоровья ("Четверо из пяти врачей рекомендуют...), экономикой, покупкой машин и организацией досуга (например, большинство сюжетов с рекламой пива построены на эксплуатации темы "мужественности"). За исключением немногих ярких примеров, юристы, врачи и детективы, появляющиеся на телеэкранах – мужчины, а женщины (даже участвующие в рискованных предприятиях), как правило, оказываются чувствительными, романтическими существами, не способными собраться с мыслями. Неудивительно, что стереотипные представления о мужественности и женственности так устойчивы: их столь активно навязывают детям, что те начинают верить в их реальность. Это нашло подтверждение и в том факте, что у детей, проводящих у телевизора более 25 часов в неделю, такие представления о роли полов носят более устойчивый характер, чем у детей сопоставимого возраста, которые смотрят телевизионные передачи меньше 10 часов в неделю (McGhee, Fruch, 1980). Подростковый возрастОриентация на выполнение той или другой половой роли в подростковом возрасте выражена еще сильнее, чем у детей. То, что раньше воспринималось как игра или репетиция будущего поведения, становится реальностью. Правила усложняются, а наказание за отступление от "общепринятых норм" становится все тяжелее. Мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам. Во-первых, стремиться к успехам в спорте. Во-вторых, проявлять интерес к девочкам и вопросам секса. В-третьих, не выказывать "девчачьих" свойств или интересов. Если в этом возрасте мальчик слишком явно пренебрегает названными правилами, он может вызвать град насмешек в свой адрес; более того, на него могут смотреть как на потенциального гомосексуалиста. Многие родители возражают против преподавания домоводства в школе, полагая, что изучение данного предмета может ослабить мужское начало в их сыновьях и даже привести к "сексуальным отклонениям" (Spence, Helmreich, 1978). На самом деле никаких вредных с психологической точки зрения последствий такой опыт не имеет. Девочки-подростки сталкиваются совсем с другими проблемами. Согласно традиционным представлениям, конечной целью в жизни женщины является замужество и материнство, а не карьера и самостоятельность. В связи с этим первостепенное значение приобретают привлекательность для лиц противоположного пола и умение проявить соответствующие качества. Система школьного обучения побуждает девочку-подростка ориентироваться на приобретение навыков ведения домашнего хозяйства или работы секретарши, а не стремиться получить какую-либо престижную профессию. Из общения со сверстниками и родителями она выносит убеждение, что успехи в учебе никак не сочетаются с женственностью (Weitzman, 1975; Frieze et al., 1978; Zong Laws, 1979). Однако положение начинает меняться. По мере того как в обществе растет уважение к женщинам, сделавшим карьеру, все больше и больше девушек стремится получить высшее образование и хорошую работу. Одним из факторов, влияющих на выбор женщины рода занятий, служит "страх успеха", т.е. боязнь быть отвергнутой мужчинами, если успех будет достигнут (Ногпег, 1972; Shaffer, 1981). Такие опасения не лишены оснований, поскольку успешная деятельность женщин на том или ином поприще зачастую "отпугивает" от нее менее удачливых мужчин и, следовательно, уменьшает шансы на замужество (Frieze et al., 1978). В подростковом возрасте девушки получают недостаточно четкое представление о взаимосвязи между женственностью и сексуальностью. Известно, что традиционное представление о половом поведении женщины укладывается в формулу: "порядочные девушки так не поступают", а если поступают, то должны испытывать чувство вины. В то же время главная прелесть женственности состоит в сексуальности и именно сексуальная привлекательность служит ее критерием. Но коль скоро женственности придают такое значение, логично столь же высоко ценить сексуальную активность! Тем не менее большинство людей, допуская многочисленные сексуальные связи для мужчин, осуждают женщину, имеющую более одного партнера. С течением времени традиционные стереотипы полового поведения начинают отвергаться подростками. Теперь девушки гораздо чаще назначают свидание юношам, чем это случалось лет 20 назад; более того, нередко они сами настаивают на сексуальной близости. Многих молодых людей это устраивает, но есть и такие, кто лучше чувствует себя в рамках традиционных сексуальных отношений, кого напористость в женщине просто пугает. Один 17-летний юноша выразил это в следующих словах: "Мне не нравится, что кто-то управляет мной и вообще, что я должен делать, если девушка хочет секса, а я не в настроении?". (Из картотеки авторов.) На наших глазах стираются грани между устремлениями мужчин и женщин в таких сферах жизни, как спорт, образование или служебная карьера; изменился стиль одежды; во многих учебных заведениях, где раньше практиковалось раздельное обучение мужчин и женщин, оно стало совместным. Тем не менее нельзя забывать, что старые представления о половой роли продолжают оказывать влияние на подростков; это лишний раз подчеркивает, что настоящее есть в значительной степени продукт прошлого. Зрелый возрастПрежде чем продолжить обзор социализации половой роли, необходимо отметить два важных момента. Во-первых, мы умышленно концентрируем внимание на общих чертах этого процесса, игнорируя многочисленные источники отклонений от главной линии. Так, совершенно неправильно думать, что дети в Беверли Хиллз, Детройте или сельских районах Вермонта находятся в одинаковых условиях с точки зрения формирования половой роли. Процесс социализации зависит от религиозного и социально-экономического статуса населения, характера семейных ценностей и этнической принадлежности. В частности, исследователи установили, что дифференцировка половой роли сильнее выражена в низших классах общества по сравнению со средними или высшими (Reiss, 1980). Во-вторых, нельзя считать, что половая роль целиком формируется в детском и юношеском возрасте, так как это означало бы, что в зрелом возрасте люди не меняются. Между тем в последние годы многие молодые люди отошли от традиционного понимания различий между полами, которое им внушали в детстве, и исповедуют альтернативные взгляды, находя их более соответствующими условиям жизни в современном обществе. Трудно сказать, как эта тенденция в конечном счете скажется на будущих поколениях. При всех различиях в характере воспитания и изменениях во взглядах стереотипы половой роли, сложившиеся в нашем обществе, обычно в наибольшей степени проявляются у взрослых людей, хотя и в несколько иной форме, чем в предшествовавшие периоды жизни. У мужчин внешняя привлекательность и гетеросексуальный опыт остаются важными критериями мужественности, однако простой силе и успехам на поприще физической активности (охота, драки, спорт) уже не придается прежнего значения. В средних и высших классах американского общества мерилом истинно мужских качеств стали профессиональные достижения, оцениваемые по уровню служебного положения и финансового состояния. Замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе, однако и этот стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают работать, а не сидеть дома, представление о несовместимости деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого. Брак представляет собой весьма привлекательный общественный институт. Таврис и Оффир (Tavris, Offir, 1977) замечают: "По иронии судьбы брак, который многие мужчины считают ловушкой, приносит им множество благ, тогда как работа служит источником напряжения и конфликтов. Для женщин все обстоит совершенно иначе. Замужество, к которому они стремятся с самого детства, может оказаться губительным для здоровья, в то время как работа по душе делает женщину здоровее и приносит удовлетворение". Женатые мужчины физически и психически здоровее неженатых (Gurman, Klein, 1980; Scanzoni, Fox, 1980; Weissman, 1980), а среди замужних женщин частота психических и соматических расстройств выше, чем среди незамужних (Walker et al., 1985; Gotlib, McCabe, 1990). Гоув (Gove, 1979) выделяет несколько аспектов половой роли и брака, которые в совокупности приводят к такой ситуации: 1. Для женщины роль "жены-матери" служит единственным источником удовлетворения в браке, тогда как большинство мужчин имеют два таких источника: работу и роль главы семьи. 2. Некоторые женщины находят обременительной обязанность растить детей и вести домашнее хозяйство, тогда как других не устраивает низкий статус "жены-матери". 3. Относительная неопределенность и незаметность роли домашней хозяйки служит для замужней женщины постоянным источником недовольства и раздражения. 4. На плечи работающей женщины в большинстве случаев все равно ложится львиная доля домашних хлопот (поэтому нагрузка на нее гораздо больше, чем на мужа). К тому же ее служебное положение, как правило, ниже, она меньше получает и должна бороться за равные права с коллегами-мужчинами. 5. Перспективы для замужней женщины неясны и расплывчаты. Неопределенность будущего, невозможность повлиять на ход событий в совокупности зачастую создают дополнительные проблемы и приводят к заниженной самооценке. К счастью, целый ряд признаков свидетельствует о положительных изменениях в обществе. Сейчас уже не редкость семьи, в которых работают оба супруга, и все больше и больше мужчин добровольно берут на себя те домашние заботы, которые раньше считались исключительно "женским делом" (Pleck, 1985; Donthitt, 1989). Конечно, немногие мужчины готовы бросить работу и вести домашнее хозяйство, но число их постепенно растет (Beer, 1983). Половые роли взрослых людей реализуются, разумеется, не только в браке. Показательно, что неравенство мужчины и женщины сохраняется и вне дома. В деловом мире лишь немногие компании имеют женщин среди руководящего персонала (столь же редки мужчины, выполняющие секретарские обязанности). На молодого человека, добившегося успеха в бизнесе, смотрят как на одаренного "чудесными" способностями, но если высокого положения достигает молодая женщина, то ее взлет тут же начинают приписывать протекции любовников. Медицинские и юридические институты только в последнее десятилетие под давлением правительства стали принимать более или менее значительное число женщин. Следует к тому же иметь в виду, что изменение правил приема отнюдь не означает, что в университетах женщин встречают с распростертыми объятиями. Вот что говорит по этому поводу одна студентка медицинского факультета: С самого начала я заметила, что вызываю раздражение тем, что и умна, и привлекательна. Кажется, мои преподаватели полагают, что думать могут только некрасивые женщины. Возникает ощущение, что тебя все время хотят поставить на место и унизить". В анатомичке с явной издевкой дают самые "неудобные" задания и с удовольствием насмехаются. Да и вообще, я не понимаю, чем женщина-врач, осматривающая пенис, отличается от мужчины, проводящего гинекологическое обследование. Тем не менее, такая ситуация всегда служит поводом к веселью. (Из картотеки авторов) Дискриминацию по половому признаку ощущают женщины, овладевшие даже самыми престижными профессиями. Как показало одно из исследований, с этим сталкиваются 25% студенток медицинского факультета Гарвардского университета; в старинной юридической конторе Кинг и Сподцинг в Атланте сотрудница возбудила судебное дело против руководства "в связи с отсутствием равных условий труда на почве половой дискриминации". Женщинам не только затруднен доступ к получению престижных профессий – они наказываются также более низкой заработной платой; гораздо более труден для них и путь наверх по служебной лестнице. А если женщина все же достигает успеха в работе, это чаще приписывают удачному стечению обстоятельств, а не личным способностям, усердию и трудолюбию (Walum, 1977; Heilman, 1980). Другой вид предубеждения, которое зачастую приходится преодолевать женщинам, был ярко продемонстрирован в ходе специального исследования. Его участникам (это были 360 студентов ВУЗов, половину которых составляли мужчины, а половину женщины) предлагали оценить курсовые работы. Выяснилось, что одна и та же работа получала высокую оценку, когда была подписана мужским именем, и низкую, если под ней стояло женское имя (Paludi, Bauer, 1983). Очевидно, что половая дискриминация является существенным элементом жизни современного общества и не может исчезнуть в одночасье (Heilman, 1980). Тем не менее что-то меняется: уже есть женщины-сварщицы и мастера по ремонту телефонных аппаратов, а многие мужчины все чаще выполняют традиционно "женские" работы. Сандра Дей О'Коннор стала первой женщиной-членом Верховного Суда США, а одна женщина в 1984 г. баллотировалась на пост вице-президента США. Все больше женщин занимают высокие, ответственные должности в государстве. Что не устраивает друг в друге мужчину и женщину, живущих вместеМужчина и женщина, живущие вместе, обычно находят друг у друга черты, которые их не устраивают (Buss, 1989). Например, неверность и оскорбительное поведение в равной степени не устраивают и того, и другого. Однако имеется целый ряд характерных половых различий в источниках конфликтов, которые перечислены ниже. Что не нравится женщине в мужчине:Высокие сексуальные запросы: проявляет повышенную сексуальную агрессивность, заставляет женщину чувствовать, что использует ее для удовлетворения своих половых потребностей, настаивает на сексуальной близости, не считаясь с ее желанием Неуважительное отношение: считает женщину глупым, слабым существом; игнорирует ее мнение или умаляет его значимость просто потому, что это мнение женщины Эмоциональная сдержанность: не проявляет свои чувства открыто, как будто боится выглядеть слабым Поведение: слишком много пьет, слишком легко ввязывается в ссоры и драки, курит Ненадежность: проводит с женщиной слишком мало времени, забывает позвонить, несмотря на обещание сделать это, не называет ее любимой и т.д. Что не нравится мужчине в женщине:Сексуальное пренебрежение: слишком часто отказывает в половой близости, не реагирует на сексуальные порывы мужчины, склонна насмехаться над его сексуальными способностями Эгоизм: слишком занята собой, своей внешностью, своими нарядами, своей прической и макияжем; тратит на это чересчур много времени и денег Неуравновешенность: слишком зависит от своих эмоций, отличается в высшей степени непрогнозируемым поведением Воспитание детей в духе равенства половДевочки-подростки приобретают нетрадиционные для своего пола навыки слесарного труда. Родителям, интересующимся проблемами воспитания детей в духе равенства полов, можно дать несколько простых рекомендаций, помогающих найти правильную линию поведения. Необходимо давать пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В частности, мать и отец должны в равной степени участвовать в уходе за ребенком и в его воспитании. Последите за собой. Не повторяете ли вы расхожего мнения о том, что мальчики чаще кричат и больше двигаются? Не высказываетесь ли вы в том смысле, что мальчикам присущи сила и упорство, а девочкам красота? Обсуждая с детьми их будущую специальность, ни в коем случае не связывайте выбор с половой принадлежностью. Детям следует объяснить, что мужчины и женщины с одинаковым успехом справляются с работой, которую по традиции считают "мужской" или "женской". Расскажите им о женщинах-полицейских или строителях, о мужчинах-танцорах или воспитателях в детских садах. Выполнение данной рекомендации не дает стопроцентной гарантии правильного формирования взглядов у вашего ребенка, однако создает атмосферу, способствующую этому. Не подчеркивайте неравенство полов при выборе мебели, игрушек и оформлении детской комнаты. В спальне ребенка должны преобладать нейтральные цвета: зеленый и желтый вместо розового для девочки и голубого для мальчика. Резная мебель, белая с золотом обивка, балдахин над кроватью создадут у девочки ощущение плена и искусственной утонченности. А если мальчик будет каждый день рассматривать на собственном одеяле изображение ковбоев, убивающих индейцев, это может сделать его равнодушным к насилию. Пусть в спальне вашего ребенка будет много игрушек, развивающих творческую активность и одинаково пригодных и для мальчиков, и для девочек: краски, карандаши, пластилин или коробка со старой одеждой, в которую дети любят наряжаться во время игр. Задумайтесь над тем, сможет ли играть с игрушками вашего ребенка ребенок противоположного пола. Какие игрушки окажутся лишними? Обратите внимание на то, как вы наказываете и поощряете своих детей. Не получается ли так, что за один и тот же проступок вы шлепаете Томми, а Салли всего лишь выговариваете? Чаще ли вы хвалите дочь за ее внешность, а сына -за его успехи. Не забывайте, что телевидение предоставляет вашему ребенку модели половой роли и соответствующую "информацию". Следите за тем, что смотрит ваш ребенок, чтобы знать, какие программы его интересуют и сколько времени он проводит у экрана. Учите ребенка критически относиться к увиденному. Указывайте ему на положительные и отрицательные, по вашему мнению, стороны передачи. Если не помогают уговоры, можно просто выключить телевизор или сослаться на его неисправность, при условии что ваш ребенок не проведет полдня за тем же занятием у приятеля. Будьте в курсе школьных дел вашего ребенка, чтобы вовремя подметить признаки пренебрежительного отношения к девочкам. Просматривайте учебники ребенка, чтобы выявить "явные пробелы", например отсутствие упоминаний о выдающихся женщинах в учебнике по истории. Старайтесь, чтобы ваш ребенок посещал уроки труда и домоводства в классах со смешанным обучением. Развитие у детей только тех навыков, которыми по общему мнению должно обладать лицо данного пола, стимулирует поведение, вытекающее из традиционной понимаемой половой роли. Постарайтесь критически оценивать действие учителей, не забывая о трудности этой задачи, в виду того что дискриминационные тенденции в преподавании могут быть незаметными и трудноуловимыми. В частности,учитель может ожидать (и добиваться) более высокой успеваемости по математике у мальчиков и по английскому языку у девочек. Тесные взаимоотношения с учителями, например на родительских собраниях, а также посещение педагогических советов, помогут выявить и скорректировать нежелательные тенденции. АндрогинияПри чтении настоящей главы вы, вероятно, заметили, что в вашем характере есть и мужские и женские черты. Если это действительно так, то вы похожи на большинство людей. Лишь очень немногим присущи качества, приписываемые исключительно одному или другому полу. Не так давно психологи отбросили устаревшие представления о природе "мужского" и "женского" и сконцентрировали внимание на проблеме андрогинии. Термином андрогиния определяют одновременное присутствие у одного человека стереотипных признаков женщины и мужчины (Kaplan, Sedney, 1980). Это слово составлено из двух греческих корней: андро (мужчина) и гин (женщина). Что же имеют в виду, говоря об андрогинии у того или иного человека? Среди исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Одни полагают, что мужские и женские признаки сосуществуют, но проявляются в разных ситуациях. Женщина может твердо и непреклонно отстаивать свою точку зрения перед коллегой, а затем чисто по-женски утешать этого же человека, если у него случилось какое-то горе. По мнению других, мужские и женские черты полностью сливаются в характере одного человека и проявляются не попеременно, а вместе, как неотъемлемое свойство личности. Так например, женщина может выступать инициатором сексуального общения (т.е. проявлять качество, традиционно приписываемое мужчинам), но делает это в мягкой и деликатной форме (т.е. "по-женски"). Следовательно, адрогинность не означает утрату качеств, свойственных одному полу, и приобретение признаков противоположного пола. Она означает развитие черт противоположного пола, которые предсуществуют в нас (Washburn, 1981). Во избежание недоразумений следует также заметить, что понятие андрогиния не относится к экономическому равенству полов, отсутствию дифференцированной половой роли, бисексуальности или биологическому состоянию гермафродитизма (наличия у одного человека яичниковой и тестикулярной тканей). Точно так же, поправка к закону о равноправии не имеет целью достижение большего уровня андрогинии в нашем обществе. Хотя в литературе по андрогинии обычно подчеркиваются положительные следствия сосуществования мужского и женского начал в одной личности (в качестве примера обычно приводят сочетание твердости и доброты), одновременное присутствие отрицательных свойств, скажем стремления к лидерству и мелочности или резкости и слабости, тоже вполне реально (Cook, 1985). Ряд проведенных психолагами исследований показал, что примерно треть американских студентов характеризуются андрогинностью (Bern, 1975; Spence, Helmreich, Stapp, 1975; Spence, Helmreich, 1978). Установлено, что у андрогинных субъектов сильнее развито чувство собственного достоинства, они больше ориентированы на достижение успеха и лучше приспособлены к жизни, нежели лица, у которых четко выражены чисто мужские или женские черты ( Spence, Helmreich, 1978). Кроме того, исследование Бема позволило установить, что андрогинные личности отличаются более гибким поведением, нежели лица с явным преобладанием качеств, по традиции приписываемых только мужчинам или только женщинам (Bern, 1972, 1975; Bern, Martyna, Waltson, 1976). Точно также, имеются данные, согласно которым адрогинные женщины испытывают меньше психологических проблем, нежели носители стереотипных мужского или женского начал (Buchardt, Serbin, 1982). Тем не менее андрогиния не всегда является положительным свойством. Как показало недавнее исследование, проведенное на группе преподавателей, андрогиния ассоциируется с относительно высокой личной удовлетворенностью, но сопряжена с подверженностью стрессу (Rotherman, Weiner, 1983). По некоторым данным, эмоциональное состояние мужчин с выраженным мужским началом в целом лучше, чем у андрогинных мужчин (Jones, Chernovertz, Hansson, 1978). Они более активны, меньше склонны к самоанализу, больше интересуются политикой и лучше контролируют свое поведение. Более того, андрогиния вовсе необязательно предполагает умение эффективно решать жизненные проблемы (Spence, Helmreich, 1978; Kaplan, Sedney, 1980). Как показало недавно проведенное исследование (выборка включила 236 студентов), андрогиния не делает людей более гибкими, способными адаптироваться к изменяющимся условиям; напротив, было установлено, "что критическим фактором для этого является обладание чисто мужскими чертами, а не сочетание мужских и женских качеств" (Lee, Scheurer, 1983, стр. 304). Два другие важные исследования также подтвердили, что чисто мужские качества в большей степени коррелируют с рядом показателей психологического здоровья, чем женское начало (Bassoff, Glass, 1982; Taylor, Hall, 1982). Проанализировав результаты исследований, в которых оценивались отрицательные аспекты андрогинии, Кук (Cook, 1985) пришел к выводу, что "андрогиния, по-видимому, влечет за собой ряд еще не познанных специфических последствий для ее носителей". В частности, Кук выделил следующие потенциальные проблемы: 1) андрогиния может служить причиной тревожного и подавленного состояния в неблагоприятных социальных ситуациях; 2) андрогиния не позволяет эффективно контролировать поведение; 3) андрогинные субъекты могут испытывать трудности в любовных отношениях с лицами, для которых андрогинность не характерна. Ко всему сказанному следует добавить, что результаты изучения андрогинии существенно зависят от используемых критериев самооценки (Dorgan, Goebel, House, 1983). Однозначно ответить на вопрос, является ли андрогиния положительным свойством или осложняет жизнь индивидуума, сейчас нельзя . Несомненно только, что эта проблема ставит множество интересных вопросов о взаимосвязи между "традиционно" понимаемыми мужской и женской ролями. Психология половых различийПроблема психологических различий между мужчинами и женщинами долгое время была окружена разного рода мифами. Первых исследователей этой проблемы, ставивших перед собой задачу определить, какой из полов обладает "высшими" способностями, теперь обвиняют в использовании недобросовестных методических подходов и в предвзятой интерпретации полученных результатов с целью показать превосходство мужчин. В 1974 г. Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Исследовательницы затратили три года на подбор и просмотр более 2000 книг и статей, касающихся половой дифференцировки в детском возрасте, чтобы показать, какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы. Чтобы определить свое отношение к этой проблеме, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие ложные. 1. Девочки более общительны чем мальчики 2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек 3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания 4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки 5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек 6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков 7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха 8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики 9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики 10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления. 1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки. 2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой. 3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще представляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса. Некоторые специалисты высказывают мнение по поводу того, что математические способности мальчиков реально выше, чем у девочек (Kolata, 1980). Например, исследователи Чикагского университета не выявили половых различий в умении решать геометрические задачи, которые они предлагали 1366 учащимся десятых классов обоего пола. Однако согласно данным других авторов, биологические факторы все же имеют важное значение. Было обнаружено, что мужчины, на протяжении всей жизни испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность, характеризуются пониженной способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального гормонального статуса или мужчинами, у которых андрогенная недостаточность развилась после пубертатного периода (Hier, Crowley, 1982). В другом исследовании были получены дополнительные данные, свидетельствующие о связи между выраженными математическими способностями и гормональным статусом. Тем самым было доказано, что программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте может служить предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном периоде благодаря повышенной секреции мужских половых гормонов (Kolata, 1983). Важно, однако, отдавать себе отчет в невозможности провести четкую границу между математическими способностями мужчин и женщин. Поэтому те слабые различия, которые, вероятно, существуют, ни в коей мере не могут служить основанием рекомендовать мальчикам и девочкам тот или иной вид специального обучения или рода занятий в будущем. Некоторые специалисты объясняют выявленные различия тем, что родители и учителя меньше поощряют девочек к занятиям математикой, а также тем, что мальчики легче справляются со стандартными заданиями, которые предлагаются в психологических тестах (Fausto-Sterling, 1985; Kimball, 1989). 5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное. 6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков. 7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других. 8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства. 9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола. Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Наиболее важным итогом изучения мозга (результаты были опубликованы после исследований Маккоби и Джэклин) стало открытие физиологической основы ряда половых различий. Диана МакГиннесс и Карл Прибрэм (1978), используя тот же подход, что и выше названные авторы, обобщили данные большинства нейрологических исследований. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибел кажется им в два раза громче. МакГиннесс и Прибрэм пришли к выводу, что у женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга (Lacoste-Utamsing, Holloway, 1982) возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность. Феномен транссексуальностиВ 1953 г. мир был потрясен известием о том, что Кристин Йоргенсен, бывший американский морской пехотинец, был оперирован в Дании с целью изменения пола с мужского на женский. С тех пор транссексуализм получил широкую и несколько скандальную известность. В автобиографической повести Яна Морриса "Головоломка" рассказываются поразительные подробности его собственной транссексуальной одиссеи. Рене Ричард – высококвалифированный глазной врач и теннисист произвел форменный переполох, когда после превращения в женщину стал настойчиво требовать допуска в компанию женщин-теннисисток. Транссексуальные субъекты постоянно ощущают несоответствие между анатомическим полом и тем, кем они себя ощущают. Многие из них характеризуют это состояние как "заключение в чужом теле". Половая самоидентификация в данном случае не соответствует первичным и вторичным половым признакам. Мужчины-транссексуалы испытывают потребность изменить свои половые органы на женские и жить как женщины. И наоборот, женщины-транссексуалы хотят внутренне и внешне походить на мужчин и вести соответствующий образ жизни. Точные статистические данные о частоте встречаемости такой патологии отсутствуют. Согласно одному сообщению, она составляет примерно один случай на 100 000 для мужского транссексуализма и 1 на 130 000 для женского (Pauly, 1974). Среди людей, обращающихся в клиники, которые занимаются проблемой транссексуальности, мужчин гораздо больше, чем женщин; то же относится к лицам, выражающим желание подвергнуться операции с целью изменения пола (Американская психиатрическая ассоциация, 1980). Несмотря на множество гипотез, касающихся возможных причин транссексуальности (Benjamin, 1966; Green, Money, 1969; Stoller, 1972, 1975; Green, 1974; Hunt, Carr, Hampson, 1981), исследователи так и не пришли к какому-либо определенному выводу. Предполагается, что в формировании транссексуального состояния участвуют как биологические, так и психологические факторы. В наиболее полно изученных случаях транссексуальности субъекты характеризовались испытываемым на протяжении всей жизни чувством несоответствия того, существом какого пола они себя ощущают и кем на самом деле являются. Обычно психологический дискомфорт удается отчасти (но лишь на время) уменьшить, мысленно войдя в роль лица противоположного, желаемого пола. Многие транссексуалы еще в детском и подростковом возрасте проявляют склонность к переодеванию в платье, свойственное другому полу. Не следует, однако, путать транссексуальность с трансвестизмом. В последнем случае переодевание имеет целью половое возбуждение и обычно не связано с желанием необратимо изменить свою внешность (см. гл. 17). По крайней мере в отдельных случаях транссексуальные импульсы проявляются только в зрелом возрасте. Общее подавленное состояние и ощущение "заключения в чужом теле" обычно не устраняется методами психотерапии (Tollison,Adams, 1979). В результате этого лицам, признанным аутентичными транссексуалами, назначают лечение, имеющее целью привести в гармонию дух и тело посредством хирургической операции изменения пола. Поскольку эти операции носят необратимый характер, врачи с большой осторожностью прибегают к ним не ранее чем через один-два года испытательного срока (Meyer, Hoopes, 1974; Money, Wiedeking, 1980). Весь этот период пациент открыто ведет образ жизни, свойственный лицам противоположного пола, носит соответствующие прическу и одежду, учится вести себя соответствующим образом и получает новое имя. Транссексуальный мужчина ежедневно принимает эстрогенные препараты, чтобы феминизировать свою внешность. У него увеличиваются грудные железы, кожа становится мягче, уменьшается объем мышц и т.п. Однако эстрогенотерапия не позволяет избавиться от волос на лице и на теле (необходима электроэпиляция) или повысить тембр голоса. Некоторые мужчины-транссексуалы, готовящиеся к операции, берут специальные уроки, для того чтобы приобрести женскую манеру речи. Прием эстрогенов сопровождается также снижением частоты эрекции и уменьшением размеров простаты и семенных пузырьков. Транссексуальные женщины принимают препараты тестостерона для подавления менструаций, усиления роста волос на лице и теле и понижения тембра голоса. Для уменьшения размеров грудных желез прибегают к хирургической операции. Гормональная терапия для транссексуальных мужчин и женщин проводится на протяжении всего испытательного периода, когда они носят соотвествую-щую новому полу одежду и приспосабливаются к новой половой роли. Одновременно проводится периодическая оценка состояния пациента психиатром и психологом, принимаются меры по юридическому оформлению перемены пола, а также урегулированию связанных с ней семейных, религиозных и других вопросов. Если испытательный период проходит нормально, психологическое состояние пациента оценивается как стабильное, а сам он (или она) чувствует, что в социальном плане подготовлен к перемене пола, приступают к осуществлению последнего этапа программы – хирургической коррекции анатомических половых признаков. В настоящее время хирургическое преобразование мужских гениталий в женские считается более простой процедурой чем альтернативная операция. При этом удаляется пенис и яички, формируются искусственное влагалище и наружные половые органы, имеющие такой же вид, как у женщины. При более сложной операции преобразования женских наружных половых органов в мужские из свернутого в трубку лоскута ткани живота или промежности формируют "пенис". Последний не обладает чувствительностью к тактильной стимуляции и способностью к эрекции, тогда как искусственное влагалище, формируемое при альтернативной операции может обладать практически полным набором сексуальных реакций (например, перенесшие такую операцию сообщают о наличии увлажнения влагалища и оргазма, хотя эти данные нуждаются в подтверждении научными методами). При изменении женских наружных половых органов на мужские иногда удается в той или иной мере добиться реализации половой функции искусственного пениса, имплантируя в него механическое устройство, которое позволяет имитировать эрекцию. Опыт применения такой хирургической техники в настоящее время весьма ограничен и во всяком случае исключает эякуляцию. Многие пациенты, меняющие женский пол на мужской, проходят курс гормональной терапии, удаляют грудные железы и матку, но не соглашаются на формирование искусственного мужского члена. Отдаленные наблюдения за пациентами-транссексуалами после хирургического вмешательства немногочисленны. По данным Лундстрома (Lundstrom, 1981), становление половой функции после преобразования мужского пола в женский сильно затруднено. Соренсон (Sorenson, 1981) установил, что примерно один из каждых пяти лиц, подвергавшихся операции с целью изменения пола, в последующем сожалел о принятом решении. Результаты подробного опроса 13 бывших мужчин-транссексуалов (проводившегося в среднем через 12 лет после хирургического изменения пола) свидетельствуют о том, что "только у трети пациентов с искусственным влагалищем оно функционировало"; при этом у большинства пациентов (у 8 из 13) не произошло психологической перестройки, несмотря на перенесенную операцию (Lidemalm, Korlin, Uddenberg, 1986). Напротив, в исследовании 22 бывших женщин-транссексуалов было установлено, что они вполне довольны своей личной жизнью (Fleming, MacGeWan, Costos, 1985). Транссексуальную хирургию нельзя считать радикальным способом решения проблемы, однако в настоящее время это единственный способ, который приносит транссексуальным субъектам ощущение эмоционального благополучия. Целесообразность использования этого метода ставится под сомнение исследователями, которые не находят существенных положительных психологических изменений у лиц, перенесших операцию, по сравнению с теми, у которых она не производилась (Meyer, Reter, 1979). В настоящее время этот вопрос нельзя считать окончательно решенным. Некоторые клиники прекратили проведение таких операций в связи с отсутствием убедительных доказательств их благотворных последствий, однако не менее 40 медицинских центров продолжают хирургическое лечение транссексуальных пациентов (Рашу, Edgerton, 1986). Половые роли и половое поведениеТрадиционные представления о половых ролях существенно влияют на сексуальные отношения между людьми и их половое поведение. Так, например, в Америке до сих пор бытует мнение, что в мужчинах заложен повышенный интерес к сексу и что им принадлежит наиболее активная роль в сексуальных отношениях, тогда как женщины обычно пассивны. Точно так же считается, что половое возбуждение у мужчин наступает быстро и почти автоматически, а для того чтобы вызвать половое возбуждение у женщин, как правило, слабое и нестойкое, нужны ласки и уговоры. Эти стереотипы сказываются и на характере поведения; мужчины стараются действовать таким образом, чтобы оправдать диктуемые стереотипом ожидания, а женщины соглашаются на роль второстепенных персонажей, мнения и желания которых не имеют большого значения. Однако у некоторых народов сложилось совсем иное представление о половых ролях мужчины и женщины. Например, жители крошечного полинезийского острова Мангаиа считают сексуальное наслаждение привилегией каждого члена общества; половая близость, по их мнению, не требует длительного знакомства и тесных отношений. В результате на острове не найдется и одной девушки на сотню и еще меньше юношей, у которых до вступления в брак не было бы самых обширных половых связей (Marshall, 1971). Девочки с ранних лет приучаются испытывать и вызывать оргазм, и хотя первый опыт сексуального общения они чаще всего получают со своими сверстниками, постепенно более желанными становятся взрослые и более опытные партнеры, способные доставить большее удовольствие (Marshall, 1971). Услышав, что некоторые женщины в Европе и Америке не испытывают оргазм, местные жители с искренней озабоченностью интересуются, не может ли это плохо отразиться на здоровье замужней женщины (Marshall, 1971). На острове Мангаиа все женщины знают, как достигается оргазм. Двойной стандартМы уже упоминали о существующем в нашем обществе двойном стандарте в отношении полового поведения. Согласно традиционным взглядам, мужчины имеют право на сексуальный опыт до вступления в брак, тогда как женщины должны сохранять девственность до замужества. После заключения брака формально подразумевается взаимная "верность" супругов, однако в действительности за мужчинами по-прежнему признается право на внебрачные связи, тогда как от женщины ждут постоянства. В последнее время в этих представлениях наметился некоторый сдвиг. Многие подростки не считают необходимым и даже нежелательным сохранение женщиной девственности (Sorenson, 1973; Hass, 1979). Теперь многие полагают, что молодая женщина может иметь половую связь с тем, кого она любит, ну а молодым мужчинам по-прежнему предоставляется большая свобода сексуального экспериментирования. Двойной стандарт, помимо всего прочего, предписывает мужчине роль опытного в сексуальном плане человека. В связи с этим ожидается, что он будет выступать инициатором сексуальных отношений, определять продолжительность и ход полового акта, предпринимать действия, направленные на возбуждение партнерши и возникновение у нее оргазма. Хотя эта версия двойного стандарта (предполагающая, что мужчина проявляет сексуальную активность в интересах женщины) свидетельствует об известном прогрессе по сравнению с прежним убеждением, что "порядочная" женщина не может иметь сексуальных переживаний (согласно этому мнению, в сексе мужчина использует женщину для удовлетворения собственных потребностей), она вряд ли сильно способствует гибкости и взаимности отношений. Двойной стандарт и его варианты порождают множество сексуальных проблем. Ощущение необходимости воспрепятствовать мужчине "делать все, что он хочет" и удерживать его действия в определенных рамках снижает для нее самой прелесть сексуального контакта. С другой стороны, мужчина иногда считает, что обязан проявлять свои мужские качества и вступает в сексуальные отношения, не будучи к этому особенно расположен или не чувствуя влечения к женщине. Сейчас очевидно, что сексуальный двойной стандарт, подобно многим другим стереотипам половой роли, постепенно вытесняется концепцией равных возможностей и взаимодействия. В заключение данной главы мы рассмотрим перспективы дальнейшего развития событий в этом направлении. Секс и равенство половБольшинство мужчин и женщин в конце концов узнают, что нельзя получить удовольствия, к которому стремятся оба партнера, пока секс остается чем-то, что мужчина делает для себя или для женщины, а не становится совместной деятельностью, в которой они принимают равное участие. Женщина, ценящая свою сексуальность, приходит в выводу, что при желании она может открыто и не стесняясь выражать свои переживания и чувство причастности к происходящему; восторг и наслаждение от испытываемого желания и сознания собственной желанности, от взаимных прикосновений и взглядов, своих слов и речей партнера, запахов и ощущений, звуков и тишины. Мужчина, увлеченный ею как партнером, получает радость, освободившись от сознания необходимости любой ценой приносить ей удовольствие и наслаждаясь изменениями ее настроений и желаний в ответ на свои собственные. Взаимоотдача обоих партнеров основывается на восприятии друг друга как тонко чувствующих существ с уникальными потребностями и способностями. Оба могут отдаваться своим порывам, не опасаясь нарушить предписываемые половой ролью стереотипы мужской агрессивности и женской скромности. Эмоции нельзя делить на "мужские" и "женские". Каждый из партнеров должен считаться с сексуальными запросами другого. Если же их сексуальные потребности в чем-то не совпадают, можно найти решение, удовлетворяющее обоих партнеров. Сексуальная эмансипация вырастает на почве самоуважения и личной свободы. Если вы ничего не представляете сами по себе, вы ничего не можете дать другому и ничего не получите взамен. Вы будете считать, что полезны в сексуальном плане, как полезна вещь, но не более. Чтобы партнерство было равным, мужчина и женщина должны обладать чувством собственного достоинства и гордиться своей половой ролью. Наслаждение от полового общения наполовину зависит от того, как чувствуют и ведут себя партнеры. Если один никак не проявляет своих эмоций или в лучшем случае демонстрирует пассивную готовность, то чувственный настрой другого постепенно становится слабее, затухает и, наконец, пропадает полностью. В то же время при активном участии обоих партнеров спонтанные чувства одного также спонтанно передаются другому, возбуждают его, усиливают чувственный тонус , побуждают вести себя, следуя только внутренним импульсам. Все что она делает ему, он возвращает ей, и все что он отдает ей, она возвращает ему. Взаимоотношения партнеров при половом акте зачастую неправильно рисуют, используя образ качелей: когда один взлетает, другой падает вниз. То, что получает женщина, утрачивает мужчина и наоборот. Но сама природа половой близости опровергает эту аналогию. То, чего мужчина и женщина достигают сообща, является благом для каждого. Настоящее партнерство делает счастливыми обоих и каждого в отдельности. ВЫВОДЫ1. Понятия мужского и женского начала не поддаются краткому определению, но могут рассматриваться в контексте соответствия поведения и внешности человека традиционно сложившемуся представлению о мужчине и женщине. В противовес прежним взглядам, согласно которым мужественность и женственность взаимно исключают друг друга, сейчас считают, что мужские и женские черты у многих людей присутствуют одновременно в разных сочетаниях. Лица, у которых такое сочетание проявляется особенно сильно, называется андрогинными. 2. Существует множество примеров того, что бытующие в обществе стереотипы половой роли влияют на детей. Одежда, игрушки, книги, телевизионные передачи и школьные программы дают информацию о том, что приличествует тому и другому полу, и, следовательно, вносят важный вклад в становление половой роли ребенка. 3. К подростковому возрасту становится совершенно ясно, что мужчине предназначено "пробиваться", а женщине выходить замуж и растить детей. Многие женщины привыкают к мысли, что успех на ином поприще обесценивает чисто женские достоинства и отрицательно сказывается на отношении к ним окружающих. С другой стороны, мужчины как бы запрограммированы на стремление дополнить предписываемые им деловые качества сексуальным опытом. 4. Общепринятый взгляд на половые роли мужчины и женщины в зрелом возрасте влияет на брак и брачные отношения, профессиональную и политическую деятельность, способ проведения досуга. Половое поведение также в значительной степени определяется стереотипами половой роли, в том числе двойным стандартом и мнением о природной сексуальной опытности мужчины. Сравнение отличающихся по культурным традициям народов показывает, что многие свойственные нашей цивилизации различия между мужчиной и женщиной вытекают из стереотипных представлений о роли того и другого пола. 5. Изучение психологии половых различий свидетельствует о том, что мужчины и женщины во многих отношениях скорее сходны, чем различны. 6. Транссексуальные личности на протяжении всей жизни испытывают устойчивое ощущение "заключения в чужом теле". Причина транссексуальности неизвестна. В настоящее время среди сексологов не существует единого мнения относительно целесообразности хирургического изменения пола при этом расстройстве. Вопросы для размышления1. Чья половая роль легче: мужчины или женщины? Каковы относительные преимущества и неудобства каждой из них? 2. Как бы изменилось наше общество, если бы в один прекрасный день большинство людей стали андрогинными? Как бы изменились сексуальные отношения? Было бы это, по вашему мнению, благом для общества? 3. Стали бы мальчики играть в войну, если бы это не поощрялось обществом? Чем в первую очередь обусловлен выбор игрушек детьми разного пола: культурными традициями или биологическими факторами? 4. Можете ли вы представить себя транссексуалом? Как вы относитесь к мужчине или женщине с нормальной половой ориентацией, которые влюбляются в людей, перенесших операцию с целью изменения пола? 5. В какой период жизни, по вашему мнению, половая роль проявляется наиболее и наименее явно и бескомпромиссно? 6. Выше упоминалось исследование, согласно которому состояние здоровья женатых мужчин лучше, чем у холостяков, а замужних женщин хуже, чем у незамужних. Что подсказывает вам ваш собственный опыт в этом отношении? Если указанный вывод справедлив, согласны ли вы с приведенным объяснением этого феномена? Cм. далее – Психологические основы сексуальности См. Оглавление Источник: http://www.neuro.net.ru/bibliot/sexhealth/human_sexuality/pred.html _______________См. также разделы: Цикл лекций по половой грамотностиПоказания и противопоказания к приему гормональной контрацепии и другие разделы сайта
16.01.2005
, |